Украинская пресса Северной Буковины и Закарпатья в межвоенный период

Северная Буковина течение I мировой войны постоянно была театром военных действий. Поэтому после окончания войны в 1918 г. она была в значительной мере разрушена и дезорганизована. Украинское население пострадало от войны больше всего. Культурная, образовательная работа обветшала, украинская пресса почти не издавалась. В годы войны здесь выходили временные журналы: "Новая Буковина", "Борба". В 1918 г. они были закрыты.

По итогам войны эта территория была отдана Румынии. Но в ее населенных пунктах проживало около 320 тысяч украинский. В настоящее время усиливался притеснение со стороны власти относительно украинского языка и прессы. Жесткий, фактически оккупационный режим, запрет даже собраний и митингов и цензура прессы в Румынии крайне негативно сказывались на состоянии украинской прессы края. Выпуск газет без разрешения властей считался преступлением, а распространение в них национально-демократических идей — двойным, за это, как за измену государству, могли приговорить к смертной казни. В 1922 г. власти развернули работу по содействию выезда украинский с Буковины и заселению высвобожденной земли румынами. Исследователь М. Лозинский в 1923 г. писал: "Украинский язык не имеет никаких прав, украинское печатное слово погибает под особой цензурой".

Газета "Голос Буковины" выходила с января 1919 года. Это был дополнение к официальной румынской газеты "Glasal Bucovinei". Газета, например, печатала учебник румынского языка. Эта газета существовала всего год, потому что не интересовала аудиторию.

Украинские учителя на общем собрании в Черновцах в 1920 г. решили восстановить закрытый в 1914 г. двухнедельный журнал "Каменщики". Чисто педагогическое издание, журнал в большинстве номеров было на страницах белые пятна после вмешательства цензуры и надпись "Цензуровано": выбрасывалось все, что не соответствовало политике "румынизации" украинских школ, судов, других государственных учреждений. Пресса даже в тех условиях находила возможность выступать против этой политики.

Определенное влияние на деятельность прессы в Буковине имела социал-демократия, причем буковинские эсдеки существовали как секция Румынской СДП. Они выдавали целый ряд газет с 1919 по 1928 Первую из них — "Воля народа" (1919—1920 гг) — редактировал известный публицист Сергей Канюк. Она начиналась как двухнедельная, через год стала еженедельной, впрочем, имела небольшие тиражи. Газета общалась с румынскими и венскими социал-демократами. В ней подавались новости о гражданской войне в Украине, потом о жизни этой советской республики. Впоследствии в противодействия со сигуранцы — на румынском службой государственной безопасности — появлялись вместо закрытых издание "Громада", "Борьба", "Земля и воля", "Борец". Все они, по свидетельству Н. Романюка, "фактически один и тот же журнал, который ... отвечал идеологическим принципам одной партии. Их авторы и редакторы не воспринимали политики украинских националистов, видели в идеале единую и неделимую советскую Украину, настойчиво разъясняли буковинцам положения марксизма-ленинизма.

В 1920 году С. Канюк был отодвинут от редактирования правой фракцией партии ( "социал-угодивцямы"), политические позиции журнала были резко изменены, как и название — теперь это стал "Рабочий". Возглавил газету ее активный автор Константин Кракалия, стоявший на позициях антибильшовизму. Издавались каждый четверг на четырех страницах. Идейным стержнем номеров становились передовые статьи, например, "Общий фронт мирового пролетариата". После закрытия выходила под названием "Вперед", с 1927 г. как "Борьба".

Условия, в которых издавались эти политические журналы, характеризует такая деталь: каждый номер их цензурувався, политические материалы снимались безжалостно. Оппозиционность власти по многим позициям еще более затрудняла их положение. Так, газеты выступают против проведения аграрной реформы, которая бы еще больше збиднила украинское крестьянство Буковины и обогатила бы румынских помещиков. Кроме того, в условиях реформы предполагалось, что землю дадут тем, кто докажет свою принадлежность к румынской национальности. Ясно, что эти шовинистические действия властей ухудшали положение в обществе и усложняли работу украинских журналов.

Под влиянием социал-демократов Румынии находилась газета "Громада" (1921 г.) Сергея Канюка. В ней с симпатией подавались события советской Украины, освещалось повседневную жизнь трудящихся украинской Буковины. "Громада" остро полемизировала с "Рабочим" именно в вопросах отношения к советскому строю. Интересно, что практически все статьи здесь печатались без подписи.

Газета "Борьба" (1925—1928 гг.) От первых номеров заняла антикороливську позицию, призвала к созданию рабоче-крестьянского фронта борьбы с властями. Ее аудиторией были рабочие и крестьяне. Ее называли: "черная" газета именно из-за обличения "черных" дел румынских властей. Главной темой было объединение крестьян и рабочих ради воплощения социалистических идей. Казалось бы, эсдеки не должны были делать планы по поддержке крестьянства, в Европе это были партии промышленного пролетариата. Но среди буковинского населения 80 процентов были именно крестьяне, и это отражалось и на деятельности органов прессы. Эта же газета принимает участие в международном социалистическом движении в рамках созданной в 1927 г. Федерации социалистических партий Румынии. Вместе с тем она — участница идейной борьбы с другими украинскими партиями Буковины — социал-хлебороба партии и украинской национальной партии, она обвиняла в сотрудничестве с румынскими властями. Независимая газета "Родной край", которую редактировал Когут, один из лидеров национальной партии, отвергала эти обвинения.

В 1928 году украинские социал-демократы отделились от румынских единомышленников. Редактор "Борца" (1929—1930 гг.) И. Стасюк стал секретарем вновь созданной в результате раскола Партии украинских трудящихся Румынии "Освобождение". Девизом избран лозунг: "пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Ее выступления отличались резкостью, непримиримостью, она не искала сотрудничества, а вела жесткую борьбу не только с властью, но и с эсдеками.

Кое-где встречается резкая критика в адрес сигуранцы, жандармерии, и это вызывает удивление: в условиях положения осады, фактически оккупации Буковины украинские газеты позволяли себе публикации, которые были абсолютно невозможны в подсоветской Украине: никакой критики в адрес НКВД, чекистов там никто бы не позволил.

Газета эта, как и ее предшественники, также остро полемизировала с другими украинскими партиями Буковины, выступая с антирумынское и просоветских позиций. В 1933 г. подобную же позицию занял их преемник — журнал "Народ" под редакцией С. Канюка.

Черновицким печатникам запрещали их тиражирования, поэтому отдельные номера были выпущены в частных типографиях. Выглядели они полиграфически очень бедно, однако в политических спорах вели себя бескомпромиссно.

В Северной Буковине в то время существовало несколько независимых газет, которые тяготели к так называемому народовецького, т.е. националистического, лагеря, например, газета "Заря" (1924—1925 гг.) Она занимала среди родственных изданий более нейтральные позиции, стремилась к объединению украинских национальных сил, выступала против разделения украинского сообщества Буковины на ворожуючи партии, за объединение всех вокруг "Зари" (статьи "Встречаемся", "Недоразумение" и т.д.).

Украинская интеллигенция края возобновила в 1921 г. выход довоенного журнала "Народной голос", который стоял на резко антикоммунистических и антисоветских позициях, видно, в частности, в статье "Московский рай а коммунистическое ад".

Газета "Земля" (редактор М. Чепечук) боролась с пренебрежения украинского дела, разоблачала разобщенность украинского населения края, описывая тех, кто:

"... Слушают румынские слова и наперебой предотвращают румынской ласки ... Другие, думая польстить Румынам, поприставалы к румынских политических партий, на все лады вислуговуються им ".

Политическая национальная назета "Родной край" (1926—1930 гг.) Поддерживалась национальной украинской партией с центром в Черновцах. В 1930 году объединилась с издательством "Время" и начала выходить ежедневно. Как отмечает львовский исследователь З. Дмитровский в сборнике "Украинская периодика: история и современность":

"Основное внимание газета уделяла тяжелом положению украинского населения в Румынии ... резко выступала против румынизации украинского, постоянно отстаивала законность их притязаний, неоднократно напоминая обязательство Румынии перед миром об охране национальных меньшинств ".

Журнал стремился объединить, сплотить такие образовательно-общественные организации, как "Народный дом", "Русская беседа", "Женское общество", "Украинская школа", "Мещанский хор". Именно на единении, которого так не хватало украинским при тех условиях, постоянно и энергично настаивала газета "Родной край". Крестьянам журнал адресовал такие строки:

В единстве нашей экономической получим единство культурное и станем людьми между людьми. Ничего не стоят все наши немыслимые организацийкы, пока мы не поднимем свое хозяйство, чтобы оно дало нам хотя бы вдвое больший доход, пока не возьмем в свои руки весь торг продуктами сельского хозяйства, чтобы обойти посредника ... пока не учредим свои собственные банки долгосрочного кредита с малым процентом, пока не будем иметь сотни миллионов дохода народного, которым розпоряджаючы, сможем удовлетворить все свои культурные потребности, в школы и театров включительно ".

Крестьянская партия издавала газету "крестьянская правда" (1923—1938 гг.) Редактор и издатель ее Кость Кракалия, посол (депутат) румынского парламента, перешел сюда с позиций социал-демократа. Это была аграрная газета и по содержанию, и по аудитории, и за политическими ориентирами, и по составу авторов-корреспондентов.

Единственный журнал "Луч" (32 страницы) с литературными приложениями печатал литературные доработки местных авторов, материалы на темы искусства, из студенческой жизни, а также вмещал рекламу.

Новый отрезок истории Румынии начинается от отмены осадного положения в Буковине в 1928 и длится до 1937 Королевское правительство предоставляет новые возможности для национального возрождения украинской прессы Буковины. Украинская народная партия, национальная пресса добились некоторых прав для родного языка, школ. В этот период здесь выдаются национальный журнал "Время", крестьянские газеты "Правда" и "Народная сила", сатирический "Чертополох", социал-демократический еженедельник "Новая жизнь" и другие.

Но в 1937 — 1940 гг., То есть накануне и в первый год Второй мировой войны, в Румынии устанавливается королевская диктатура и авторитарно-профашистский режим и военное положение. В 1937 г. здесь состоялся суд над украинскими националистическими деятелями. Были ликвидированы политические партии и профсоюзы. Всю власть в Северной Буковине сосредоточил в своих руках комендант 8-й дивизии генерал Димитри, который возобновил осадное положение, цензуру и т.п. Для прессы украинского населения наступают опять тяжелые времена. Лишь через год было разрешено выход журнала "Рада" — "независимой газеты украинской мысли в Румынии". Она должна была стать на позиции лояльности диктатуре. Создание профашистского еженедельника "Христианское слово" показывает атмосферу, сложившуюся в стране и в регионе.

Выжить в этих условиях сумело единственное украинское издание "Время", и то за счет увеличения объявлений и соответственно уменьшение собственных материалов. Интересна история его основания. Аптекарь из провинции Т. Глинский вложил безвозвратно 700 тысяч леев на его издание. Впоследствии материальное положение редакции ухудшилось, и газету слили с другим, сельским журналом "Родной край" под условием выпуска "Крестьянского" еженедельника, который и держал финансово "Время". Когда и этот источник начал иссякать, был найден новый выход. Созданная издательский союз с тем же названием объединила несколько вкладчиков, на эти деньги было куплено собственную типографию, которая поддерживала деньгами журнал.

Примером преследований украинских журналистов стал в 1937 г. судебный процесс над Иваном Григорьевичем, редактором газеты "Самостоятельность" занимавшая последовательные государственные позиции. По приговору военного суда он был заключен на три года.

28 июня 1940 Красная армия вступила в Северную Буковину и Бессарабию. Началась совсем другая эпоха украинской прессы края — партийно-советская. Ежедневная газета "Время", которую не закрыли даже сигуранца и фашисты, прекратила выход. Прошла первая волна арестов и ссылок украинской интеллигенции, вообще видных лиц в жизни края.

Углубленно этот отрезок истории украинской прессы исследованы А. Животко в "Истории украинской прессы", в монографии львовянина М. Романюка "Украинская пресса Северной Буковины (1918 — 1940 гг.), С которыми студенты должны ознакомиться.

* * *

Территория Закарпатье по итогам I мировой войны была передана Венгрии (здесь правил советский режим Б. Куна в 1919 г., в 1938 территория оккупирована Венгрией) и Чехословакии (1919 — 1938 гг.), Под названием "Подкарпатская Русь". С октября 1938 по март 1938 продолжалось автономное существование края.

Народно-просветительская пресса в первые послевоенные годы была представлена здесь газетами украинской интеллигенции.

Среди них видное место занимает народно-просветительская газета "Слово народа" (1931 — 1932 гг., Ответственный редактор — писательница Ирина Невицкое. Здесь писалось, что народовецький (украинский) направление отстаивает единство "русско-украинского народа" в Словакии и Подкарпатской Руси в Чехословакии, в Галиции под Польшей, на Буковине и в Бессарабии в Румынии и на "Руси-Украине" общим количеством 42 млн. душ .

Интеллигенция этого края за своими корнями и политическими и экономическими интересами делится на Украине- , Москва-и мадьярофилив. Крупнейшие политические споры велись между первым и вторым.

Согласно оценке А. Животко закарпатских изданий, "украинская пресса охватывала все отрасли и требования жизни". Общественно-политические газеты здесь, как и в других регионах, переходили от одного названия к другой, оставаясь по существу одним и тем же изданием: "Наука", затем еженедельник "Свобода", далее дневник "Новая свобода". Во время автономии под редакцией С. Довгаля, а затем В. Гренджи-Донского этот дневник приобрел большую популярность.

С 1920 по 1924 гг. Здесь издается еженедельник Русской земледельческой партии "Русская нива", который ратовал за хозяйственный расцвет края и за единство русинов со всем украинским народом.

Социал-демократическая пресса представлена была еженедельником "Народ", а с 1922 по 1938 гг он выходит под названием "Вперед" по фактическому редакцией С. Довгаля.

Аграрная партия с 1934 по 1938 гг выпускает в Ужгороде еженедельник "Земля и воля". С 1932 по 1938 гг получается "орган профессоров и адвокатов ..." — "Украинское слово", которая стремится стать более внутришньорусинськимы спорами. Газета, в частности, призывает:

"Пора, чтобы исчезло украинофильство, москвофильство, а чтобы все узнали, что мы — один украинский народ".

В контексте политической борьбы журналы украинского направления откровенно провозглашают и стремятся достичь своей цели, а издание других ориентаций это скрывали.

18 лет от 1920 продолжался выпуск коммунистического органа "Карпатская правда", но исследователи М. Романюк и В. Габор утверждают в "Сборнике трудов научно-исследовательского центра периодики, вып. 2 ", что коммунистическая пресса Закарпатье" с профессиональной стороны. как профессиональная периодика не утвердилась.

Москвофильские газеты — старейшая "Русская земля" (1919 — 1938 гг.), "Русского народного голос", "Карпаторусский голос", "Наш путь", называвшиеся газетами Е. Фенцака были настроены враждебно к украинской идеи.

Некоторые газеты печатались латиницей, например, "Новое время", хотя были москвофильских. Несколько газет даже выдавалось "язычии", т.е. малопонятной смесью из нескольких языков с претензией на статус языка литературного.

Зато позицию москвофилов ясно выражает мукачевское "Слово", газета крупных землевладельцев и верхушки аграрной партии:

"Всем известно, что компания, состоящая из пешек и украинских клерикалов с Волошиным и и Бращайко во главе хотят под видом развития местного народного языка завести какой полупольский жаргон и тем уничтожить наш истинный язык — русский язык и оторвать нас от русского корня".

Еженедельник "русинъ" как полуофициальный орган первого губернатора края, впоследствии первым в Закарпатье дневник "русинъ", следовавший в начале 1920-х гг, консолидировали русинов вокруг государственных идей, хотя первый вариант журнала действовал смелее и последовательнее и казался более профессионально.

Опыт закарпатской прессы 1920 — 1930 гг больше наводит на мысль о том, что в этом регионе, как и в других, пресса была политизирована, а следовательно разделена на отдельные группы и группки, которые вели между собой ожесточенную борьбу, теряя силы и время, вместо того, чтобы совместным трудом и поиском причин для единения вместо политических баталий способствовать развитию всего украинского дела.